facebook ВКонтакте twitter
Электронный журнал фантастики. Основан в сентябре 2016 года.
Выпуск №4

Владислав Заря. РОССЫПЬ РОМАНОВ


(Обзор шести англоязычных романов 2016 года


Дэйв Дункан. Eocene Station

Дэйв Дункан выделяется среди писателей как поздним обращением к творчеству (на момент выхода первой книги ему было пятьдесят четыре), так и творческим долголетием. К восьмидесяти годам подавляющее большинство авторов ограничивается публицистикой или вовсе замолкает. Тогда как Дункан, которому восемьдесят три, даже не уменьшил производительность, выпуская от одного до трёх романов ежегодно! Пусть его нынешние книги и несколько уступают «ранним» произведениям в свежести и энергичности, зато они стали разнообразнее. В зрелую писательскую пору Дункан отдавал предпочтение многотомным циклам, сейчас же, не подстраиваясь особо к рынку и читателю, пишет для небольших издательств преимущественно самостоятельные романы, которые интереснее ему самому: ведь для каждого приходится создавать самостоятельную сцену действия, персонажей и правила игры. Не ограничивается он и фэнтези, с которой его привыкли ассоциировать читатели, не менее половины недавних книг представляют собой НФ – причём такую, в которой слово «научная» содержится отнюдь не для проформы. Дункан, с его естественнонаучным образованием и логичным мышлением (отличающим этого писателя от большинства коллег, особенно пишущих фэнтези), каждый раз уделяет особое внимание проработке мира будущего, следуя за современными научными теориями.

Вот и роман «Станция в эоцене» интересен не в последнюю очередь своей футурологической стороной. Мир будущего обрисован в нём хотя и бегло, но не менее интересно, чем в книге 1990 года «Струны» (другое название – «Планета первого класса»). Это лишь второй из романов Дункана, действие которого происходит на Земле будущего, и первый — о путешествиях во времени. Герою, реализовавшему грандиозную мошенническую схему, приходится вместе с женой спасаться от преследования на научной станции, заброшенной в эпоху, когда динозавры уже вымерли, но бродившая по Земле мегафауна была не менее колоритной...


Юн Ха Ли. Ninefox Gambit

Юн Ха Ли, американка корейского происхождения — одно из заметных имён в «этнической волне», захлестнувшей англоязычную фантастику в 2000-х. Её рассказы появлялись практически повсеместно, в том числе и в престижных ежегодниках «лучшего». Сразу привлекали внимание и запоминались яркие, гротескные образы, странные названия, хлёсткий стиль и острые темы — всё это напоминало эстетику аниме: не механический перенос в прозу сюжетов и персонажей, а своего рода реконструкцию, попытку добиться того же эффекта литературными средствами. Разве что фабула за фейерверком образов иногда могла расплываться или утрачивать логику, но по мере приобретения опыта писательница всё лучше овладевала и этой частью литературного мастерства.

В рассказах такая манера оказалась очень выигрышной, но для того, чтобы решиться написать первый роман, Юн Ха Ли пришлось собираться с духом шестнадцать лет. И вот он перед нами – «Гамбит Девяти Лис». Классическая космическая опера в современном антураже: межзвёздная гегемония, неуязвимая крепость еретиков, опальный капитан космических сил, который — вернее, которая — должна взять эту крепость любой ценой. Помочь в этом может только гениальный стратег — увы, безумный и к тому же давно мёртвый... Не дать читателю заскучать на протяжении крупного текста, на каждой странице подбрасывать что-нибудь новенькое, да ещё и показать то, для чего в рассказах толком не хватало места,— развитие персонажа. Сложная задача, но писательнице она оказалась по плечу. Во всяком случае, создавать романы она продолжит.


Пол Макоули. Into Everywhere

Макоули, как в России, так и во всём мире, известен прежде всего как один из «отцов» новой космической оперы, хотя творчество его довольно разнообразно. В последнем своём крупном цикле произведений, «Джекару», он исследует редкий вариант радикального изменения человеческой цивилизации в самом ближайшем будущем. Как и в предыдущем цикле «Тихая война», Макоули начал исследование нового варианта будущего с рассказов и повестей, и уже когда его концепция окончательно оформилась, перешёл к романам. «Into Everywhere» (буквальный перевод — «Вовсюду»), второй из них и пока завершающий. Сюжеты обоих романов самостоятельные, связаны они лишь второстепенными персонажами и миром.

Итак, спустя всего несколько десятилетий от нашего времени человечество путешествует по просторам Космоса. Случилось это в результате появления на Земле инопланетян, получивших странное название «джекару» (австралийский жаргонизм, означающий «новичок»), которые в обмен на право пользования внешними планетами Солнечной системы снабдили людей искусственными «кротовыми норами», ведущими в пятнадцать звёздных систем, разбросанных по Галактике, а также средствами до этих систем добраться.

Проблема, однако, в том, что человечество — не первая цивилизация, с которой джекару заключают подобную сделку. Ранее на тех же самых планетах обитало неопределённое количество видов совершенно чуждых людям существ, оставивших большое количество материальных свидетельств своей деятельности и исчезнувших неизвестно куда. В результате одним из основных занятий людей в новых местах обитания становится охота за ценными и часто опасными артефактами, и весь мир словно превращается в одну большую Зону Посещения...

Да, сравнение с «Пикником на обочине», думаю, для российского читателя окажется неизбежным. (Джекару хоть и контактируют с людьми, в отличие от «Посетителей» Стругацких, однако про них неизвестно практически ничего — не внешний вид, ни истинные цели, ни возможности, ни история.) Макоули — один из очень немногих, кого интересует не приключенческая сторона охоты за опасными технологическими новинками, а философская и социальная. Созданный им мир кишит загадками, и не стоит ожидать, что все они или хотя бы самые жгучие будут разгаданы в финале, хотя сюжет и достигнет вполне логичной и удовлетворительной развязки.

Желающим проверить, на что похож цикл о джекару, можно посоветовать рассказ «Город мёртвых», опубликованный на русском. Действие там происходит на той же планете, что и в одной из сюжетных линий «IntoEverywhere».


Кристофер Прист. The Gradual

Казалось бы, последнее, чего можно ожидать от такого автора, как Кристофер Прист, творящего в пограничной области между НФ и «большой литературой» и отвергающего многочисленные штампы, приёмы и «конвенции» жанры, — это создания сериала или цикла, не говоря уж о том, чтобы задержаться в пространстве этого цикла на длительный срок. Тем не менее, факт остаётся фактом: последние 35 лет Прист регулярно создаёт произведения о мире Архипелага Грёз (Dream Archipelago), причём начиная с середины 2000-х ни о чём другом не пишет вообще.

Конечно, надо признать, что каждая новая книга об Архипелаге выходит непохожей на все остальные, чему очень способствует сама природа этого вымышленного мира — изменчивая, противоречивая, не поддающаяся однозначной фиксации. В Архипелаге всё относительно: история, география, причинно-следственные связи. Он принципиально демилитаризован, но вокруг него постоянно идёт война. Его очень легко пересечь из конца в конец, зато невероятно трудно попасть в конкретную его точку...

В самой первой книге цикла, романе «Лотерея» (The Affirmation, 1981), мир Архипелага предстаёт своего рода символическим отражением нашего собственного. За «Лотереей» последовали сборник повестей и рассказов, так и названный «The Dream Archipelago», роман-коллаж «Островитяне» (The Islenders, 2011) более всего напоминающий по структуре «Хазарский словарь» Павича, и «The Ajacent» (2013), опять-таки состоящий из отдельных повестей и возвращающий читателя к идее мультиверсума, в котором Архипелаг, как и наш собственный мир, — лишь отдельные варианты из множества возможных.

И вот теперь перед нами «The Gradual» — первый за всё время существования цикла цельный роман с последовательным повествованием, где действие от начала и до конца происходит в мире Архипелага Грёз. Начинается оно, правда, не на островах, а в материковой части мира, в государстве Глаунд – военном противнике известного по «Лотерее» Файандленда. В центре сюжета окажется явление, также описанное прежде лишь вскользь, но чрезвычайно интригующее — «воронки времени», тот самый феномен, который делает воздушное сообщение над Архипелагом столь ненадёжным, а все его карты — неточными.

Кроме того, «The Gradual» — это ещё и роман о музыке, равно как и история одного человека, композитора Алесандро Сасскена, которому предстоит пройти долгий и извилистый путь к самому себе. А для читателей — самое долгое и полное погружение в мир Архипелага, эту необычную Волшебную Страну, так прочно приковавшую к себе Кристофера Приста, прекрасную, но чаще всего становящуюся ареной мрачноватых и грустных сказок...


София Саматар. The Winged Histories

Саматар, наполовину сомалийка родом, к тому же прожившая много лет в Восточной Африке, тоже, формально говоря, автор «этнической волны», однако это совершенно не главное. Это тот редкий случай, когда с первой книгой становится ясно, что в литературу пришёл новый автор первостепенной величины. Я совершенно не сомневаюсь, что в не столь уж отдалённом будущем книги Саматар будут выходить и на русском языке, и не из-за коммерческих перспектив, а потому, что это заметное литературное явление.

Первый свой роман, «Чужак в Олондрии», София писала около десяти лет; второй, «The Winged Histories» («Крылатые истории»), вышел спустя три года. Действие в нём происходит в том же мире страны Олондрия, что и в первом. Как и первый роман, новая книга очень литературоцентрична, полна цитат из вымышленных произведений, и написана языком хотя и совершенно невычурным, но порой пронизанным метафорами, заставляющими вспомнить прозу Милорада Павича, а иногда и Брэдбери. Вновь много внимания уделено взрослению персонажей, их становлению как личностей.

Что же отличает новый роман? Прежде всего он масштабней, это уже не просто культурологическое фэнтези, но эпос. В центре повествования теперь не один персонаж, а четверо: четыре женщины из разных социокультурных страт, вброшенные в масштабный социальный катаклизм.


Нил Эшер. War Factory

У многих фантастов есть свой «фирменный» мир или цикл, с которым они связаны в читательском сознании. У Энн Маккэфри — планета Перн с её драконьими всадниками, у Саберхагена — мир берсеркеров, и так далее. Для Нила Эшера таким стал мир Политии. В существующих переводах романов цикла на русский язык этот термин не слишком удачно передан как Государство. Ведь полития — не просто государство, но идеальный вариант государственного устройства в политологии Аристотеля, разновидность меритократии. Поскольку разрабатывая свой мир будущего молодой в ту пору британский писатель находился под изрядным влиянием своего соотечественника Йена Бэнкса и его собственного «фирменного мира» — Культуры — управление Политией досталось сверхмощным искусственным интеллектам; заодно перекочевали туда и нагловатые дроны-автономники. Хотя описанное Эшером общество не так идеально устроено и куда более опасно, чем у Бэнкса.

В этой вновь созданной вселенной Эшер поочерёдно пробовал разные увлекающие его типы сюжетов: боевик про спецагента типа «Джеймс Бонд в космосе» (подцикл про Яна Кормака), экологическую планетарную фантастику (трилогия о планете Спаттерджей), прогрессорский роман («Hilldiggers»), боевую фантастику («Prador Moon»)... Возникла у автора и такая, действительно, напрашивающаяся мысль: если «правильные» искусственные интеллекты — благодетели человечества, то сколько бед сможет натворить ИскИн, пошедший по пути зла? Так родилась повесть «Находка в песках» («Alien Archeology»), в которой роль злодея досталась аморальному компьютерному разуму по имени Пенни Роял. В конце повести злодейский компьютер уничтожали, но со временем Эшеру, вероятно стало казаться, что он не в полной мере использовал сюжетные возможности, предоставляемые этим электронным Мориарти, и писатель возродил его для новой трилогии, действие которой происходит всё в том же мире Политии.

Отнести трилогию к какому-то одному поджанру уже невозможно, это феерический приключенческий эпос, использующий все возможности «новой космической оперы» и посткиберпанка. Среди действующих лиц люди, дроны, ИскИны и похожие на крабов инопланетяне-прадоры, создавая которых Эшер, кажется, поставил себе специальной целью изобразить максимально чуждую и отталкивающую цивилизацию, а также разнообразные «промежуточные звенья» между всему упомянутыми. Конечно, это в первую очередь роман о мести. Герой с викингским именем Торвальд Копьё, преданный Пенни Роялом, погибший и возрождённый, пылающей в нём жаждой отмщения не уступит графу Монте-Кристо и Гулливеру Фойлу. А вот противник ему достался, пожалуй, покруче, чем великим литературным предшественникам...

Роман «War Factory» — вторая часть трилогии «Transformations». В ней вводятся новые персонажи, делаются намёки на абсолютную угрозу, которой может подвергнуться галактика, и появляется заброшенный космический завод боевых звездолётов, где, по-видимому, и развернутся последние акты драмы... но уже в следующем, завершающем романе.шаблоны для dle 11.2




Поделиться публикацией:
156
Опубликовано 04 авг 2017

© 2016-2017 Континуум Правовая информация /
ВХОД НА САЙТ